Театральное искусство в диссертациях
В Голубом зале Российской государственной библиотеки прошла выставка «Театральное искусство в диссертационных исследованиях». В экспозицию вошли 53 кандидатских и докторских диссертаций по искусствоведению, архитектуре и культурологии, поступившие в фонд РГБ с 1950 по 2017 годы.
Диссертации, представленные на выставке, посвящены разным направлениям театрального искусства. Из этих исследований можно почерпнуть много интересного — от истории развития отдельных крупнейших театров России до истоков формирования русского театрального зодчества. Авторы работ рассматривают Большой театр и Александринский театр, Большой драматический театр и Малый театр, Театр оперетты и Театр кукол, самодеятельный театр начала ХХ века.
Выставка очень интересна — и по содержанию, и по оформлению. Куратору Ирине Львовне Сакирко, заведующей отделом диссертаций РГБ, и её сотрудникам удалось показать научные работы так, чтобы их хотелось тут же достать из витрины, рассмотреть, прочитать. Свой вклад внесли и сотрудники отделов изоизданий, газет, нотных изданий и звукозаписей.
Открывая выставку, Ирина Львовна процитировала великого режиссёра Константина Сергеевича Станиславского: «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь». Создатели выставки предложили заглянуть в мир театра не из зрительного зала, а через дневники и воспоминания, через уникальные фотографии и чудом сохранившиеся документы, через научные исследования, созданные нашими современниками.
В экспозицию вошло 53 диссертационных исследования, пять из которых — монографии великих театральных деятелей. Наталия Ильинична Сац — советский театральный режиссёр, писатель, драматург, педагог, народная артистка СССР. Степень кандидата наук Наталия Сац получила на основании своей книги «Дети приходят в театр: страницы воспоминаний», посвящённой рождению Московского театра для детей.
Монография Георгия Александровича Товстоногова, выдающегося режиссёра, педагога, театрального деятеля, называется просто: «О профессии режиссера». Георгий Александрович получил на основании этой книги учёную степень доктора искусствоведения в 1968 году. В ней он представил свои мысли о театре и режиссуре, размышляет о театральных жанрах, о роли декораций и музыки в спектаклях, о связи театра и кино. Свои суждения он подкрепляет многочисленными примерами из личного опыта режиссёрской и педагогической деятельности.
Вера Михайловна Красовская — известная советская балерина, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России. Степень доктора наук Вере Михайловне принесла её книга, посвященная русскому балетному театру второй половины XIX века. В работе рассмотрен общий процесс развития русской хореографии на примере балетных театров Петербурга и Москвы.
Интересны работы, рассказывающие о выдающихся театральных деятелях. Кандидатская диссертация Светланы Дмитриевны Ордовской посвящена исследованию жизни и творчества великой русской актрисы Ольги Осиповны Садовской. В работе, написанной в 1980 году, автор попыталась восполнить недостаток информации об одной из замечательных представительниц Малого театра, ликвидировать пробелы в её биографии, исправить явные неточности. На витрине с работой Светланы Дмитриевны — портреты великой актрисы, а в соседней витрине — газета с рассказом об артистической династии Садовских.
Докторская диссертация Бориса Николаевича Асеева «История русского драматического театра XVII — XVIII веков» — монументальное исследование, посвящённое истории театра как явления. А рядом — работа Анатолия Яковлевича Альтшуллера о дореволюционной истории одного из крупнейших русских театров — Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина, бывшего Александринского. На протяжении всего XIX века он был флагманом театральной жизни Санкт-Петербурга, в его стенах рождалась история русской театральной культуры.
Удивительным образом перекликаются фундаментальные научные исследования, посвящённые театральному плакату, и сами театральные плакаты из фондов отдела изоизданий РГБ, украсившие стены и витрины Голубого зала. О них на открытии выставки рассказала Анна Николаевна Савельева, заместитель заведующего отделом ИЗО.
Уникальна по содержанию и исполнению кандидатская диссертация Юрия Дмитриевича Хрипунова «Архитектура Большого театра», защищённая в 1956 году. Работа представлена в 2-х томах, её оформление и иллюстрации сразу привлекают внимание.
Иерархическая структура театра и механизм вращения сцены, грим и декорации, история и жизнь великих театральных деятелей, архитектура и сценография — спектр тем исследований разнообразен. И очень хорошо, что любую диссертацию можно почитать прямо тут же, в Голубом зале. В этом посетителям помогут сотрудники отдела диссертаций РГБ, дежурящие на выставке.